1-го июня 2015г. в реке Янцзы опрокинулось круизное пассажирское судно «Звезда Востока». На борту было 406 пассажиров, 47 членов экипажа и 5 представителей турагентств.
Меня, как инженера-кораблестроителя, занимающимся расчётами остойчивости и непотопляемости, очень интересуют подобные аварии. Интересуют в том смысле, что:
— как это произошло;
— какие нарушения были допущены;
— какие можно сделать предварительные выводы по имеющейся публичной информации;
— какие меры необходимо предпринять, чтобы подобное не повторялось.
По данному случаю информации очень мало:
1. Внезапно налетел смерч.
2. Перегруза не было.
3. Судно находится на плаву вверх килём.
Вот всё что мне пока известно. Причём единственным фактом является п.3, а первые два пункта фактами считать пока нельзя — это всё с чьих-то слов.
Первое, что приходит в голову, это примерно то же самое, что и с «Булгарией». Но, кардинальное отличие в том, что «Заря Востока», в отличие от «Булгарии», затонуло почти мгновенно. Вернее не затонуло, а опрокинулось. «Булгария», как известно именно затонула и на дне лежала с креном примерно в 14 градусов.
Возникает вопрос:»А почему судно «Заря Востока» опрокинулось и опрокинулось почти мгновенно?
В одном из сообщений я прочёл, что судно было построено в 1994г. По китайским законам пассажирские суда допускается эксплуатировать не более 30 лет. Возраст 30 лет для судов, хоть и пассажирских, это не возраст при надлежащем уходе.
Но, за такой срок с судном может произойти всякое и, кстати, происходит. Я имею в виду всякого рода улучшения и усовершенствования за которыми нужен глаз, да глаз. За такими вещами должен следить Речной Регистр (я не знаю, как называется подобная организация в Китае, но она несомненно есть).
Так вот. Я потихоньку подошёл к изложению своей версии произошедшего.
Думаю, что владелец судна, идя в ногу со временем и желая извлечь побольше прибыли, произвёл (может быть не за один раз) переоборудование кают, особенно на верхних палубах, где находятся люксовые каюты.
И допереоборудовался. Центр тяжести всего судна сместился вверх на значительную величину и получилось так, что при резком и мощном воздействии смерча, «Заря Востока» потеряла остойчивость и как Ванька-встанька (со знаком минус) мгновенно перевернулась.
Если это так, то основными виновниками должны быть:
— владелец судна, творящий беспредел с целью наживы;
— Речной Регистр, который недоглядел или доглядел, но закрыл глаза не без пользы для себя;
— конечно же капитан, так как капитан в любой аварии виновен по определению (в «Информации об остойчивости» записано, что капитан ответственен за всё на судне и капитан расписывается в этом документе под этими словами).
Вот такие мои первоначальные выводы о причинах этой аварии, а что произошло на самом деле, кто виноват и какие необходимо принять меры, в том числе и нашим специалистам, мы узнаем по результатам расследования и материалам суда.
Кстати, на заметку тем, кто ратует за введение смертной казни. В Китае казнят даже за финансовые афёры, а тут может погибнуть несколько сотен людей. И всё равно идут на риск. Неотвратимость наказания, пусть даже и не столь крутого, будет сдерживающим фактором. А вот как этого достичь? Большой вопрос!